Сказки на ночь
   

    

 

 Славянский эпос

    Алёша Попович и сестра Петровичей

    

    Текст публикуется по первоисточнику: Григорьев А.Д.  Архангельские

былины. С-Пб., 1901, т.1, № 82 (118).

    

    Аннотация

    

    В книге представлены признанные образцы русского эпоса, русские

народные сказки и древнерусские повести в переводе с древнерусского языка и

пересказе.

    

    Алёша Попович и сестра Петровичей

    

    

    У Владимера-князя был поцестён пир.

    Да все на пиру напивалисе,

    Да все на цесном наедалисе:

    Да все на пиру приросхвастались:

    Да иной хвастат золотой казной,

    Как иной хвастат молодой жоной,

    Как иной хвастат конём ежжалым-е,

    Как иной хвастат быком кормлёным-е.

    И сидят как два Петра Петровиця,

    Они не пьют, не едят, ницём не хвастают.

    Говорят как им как товарышши:

    - Уш вы ой еси, два брателка!

    Не пьитё, не едите, ницём не хвастаете.-

    - Уш мы цем же будем хвастати?

    Ишша нету у нас золотой казны,

    Ишша нету у нас молодой жоны,

    Ишша нету у нас быка кормленого,

    Ишша нету у нас коня ежжалого,-

    Только есь у нас ёдна сёстриця,

    Ишша та же Еленушка Петровна-свет;

    Как нихто не видал в едной рубашецьки,

    А в едной рубашецьки, без поеса,

    А в единых цюлоциков, без чоботов

    Подскоцил Олешецька Поповиць сын.

    - Уш вы ой еси, два брателка!

    Вы не хвастайте своей сестрицей

    А и той жа Еленушкой Петровною:

    Я видал вашу веть сестрицю

    А в единой рубашецьки, без поеса,

    А в единых цюлоциков, без чоботов;

    Вы поди-тко веть домой же веть,

    Закатайте ком да снегу белого,

    Уш вы киньте в окошецько в кошевьцято

    Со востосьнею да со стороноцьку.-

    Ишша тут братьцям за беду стало

    А и за ту круцинушку великою.

    Собирались тут со беседушки,

    А идут они к своему двору,

    Закатали ком да снегу белого

    А кидали в окошецько в кошевьцято.

    Выходила тут ихня сёстриця,

    Ишша та же Еленушка Петровна веть,

    Она в единой рубашецьки, без пояса,

    А в единых цюлоциков, без чоботов.

    Ишша тут ей братьця розсердилисе,

    Ишша тут они розгневилисе:

    - Уш ты ой еси, наша сёстриця,

    А и ты жа, Елена Петровная! -

    И хотят рубить да ёйну голову.

    Ишша тут им сёстриця поклониласе,

    Ишша тут она покориласе:

    - Уш вы ой еси, два брателка,

    Два Петра веть вы да два Петровиця!

    Не рубите-тко да буйной головы,

    Уш вы дайте строку на малой цяс

    А сходить Елены ко божьей церькви

    Ишше богу ей помолитисе,

    А с подружецьками ей роспроститисе.-

    Они тут были веть послушливы.

    А послушливы, розговорциты,

    А дают веть строку на малой цяс,

    А сходить Елены ко божьей церькви

    А и богу ей помолитисе,

    А с подружецьками роспроститисе.

    А как пошла Елена ко божьей церькви

    Она богу тут помолитисе,

    А с подружецьками роспроститисе.

    Она стоит да тут богу молитьсе:

    А слезами она да умываитьсе

    А горем она поттираитьсе.

    Подскоцил Олёшецька Поповиць сын,

    Науцят Еленушку Петровную:

    - Ты просись у братей во цисто поле,

    Щобы срубили там твою да буйну голову.

    А приходит Елена от божьей церькви.

    Ишша братья у ей да россердилисе,

    Ишша тут они розгневилисе;

    А хотят рубить буйну голову.

    Ишша тут Елена возмолиласе.

    Ишша тут она покориласе:

    - Уш вы ой еси, вы два брателка,

    Два Петра да вы два Петровиця!

    Не секите моей да буйной головы,

    Уш вы дайте строку на малой цяс,

    Вы ссеките мою да буйну голову

    А во далеци да во цистом поли.-

    Как у ей братья были послушливы

    Как у ей были розговорциты;

    Повезли Елену во цисто поле.

    Они там хотят срубить да буйну голову.

    Ишша тут Елена возмолиласе,

    Ишша тут она покорыласе:

    - Уш вы ой еси, два брателка,

    Два Петра веть вы да два Петровиця!

    Вы рубите мою да буйну голову

    А на той на плахи на липовой.-

    И как у ей братьци были послушливы

    А послушливы, розговорциты;

    Закопали Елену в землю по поесу,

    Они поехали за плахой за липовой.

    Подскоцил Олёшецька Поповиць сын,

    Ишша выкопал тут Еленушку.

    Да уехали они к божьей церькви,

    Да веньцями они повеньцялисе,

    Да перснями они поминялисе.

    А приехали как два брателка,

    Два Петра веть их да два Петровиця,-

    Ишше тут Елены только место знать.

    Ишше тут они и заплакали:

    - Уш ты ой еси, наша сестриця,

    Ишша ты Еленушка Петровна веть!

    Ишша мы тибя дак много слушали,

    Ишша ты нас дак не послушала.

    

    

    * * *

    

    В былинах существуют как бы два образа Алеши Поповича. В одних случаях

он богатырь, побивающий Тугарина, крестный брат Ильи Муромца и Добрыни

Никитича, совершающий вместе с ними целый ряд героических подвигов. А в

других - бабий прелестник , пытающийся обманом жениться на жене Добрыни

Никитича или же, как в данной былине, оговаривающий сестру Петровичей.

Считается, что подобное "снижение" образа Алеши Поповича, определенная

"дегероизация" его произошла далеко неслучайно. Это прямое следствие

антиклерикальных настроений народных масс в XVI-XVII веках, коснувшихся

былинного героя именно потому, что он по отчеству своему Попович - сын

ростовского попа.

    Иное прочтение былинного сюжета об Алеше и сестре Петровичей предложено

В.Я. Проппом, считающим, что богатырь вовсе не оговаривает Елену, а с

помощью оговора пытается ее спасти от тиранической власти братьев. "Алеша,

- подчеркивает он, - совершающий воинские подвиги, и Алеша, добывающий себе

невесту, жену, вырывающий ее из пасти не мифологического чудовища, а из

пасти не менее страшных человеческих чудовищ, есть один и тот же Алеша -

герой русского эпоса".

    Публикуемый текст записан А.Д. Григорьевым в 1900 году от выдающейся

пинежской сказительницы Марии Дмитриевны Кривополеновой, которую в 1915

году вновь "откроет" О.Э. Озаровская, привезет ее в Петербург и Москву, где

начнутся знаменитые выступления "вещей старушки" 1915-1917 и 1920 годов.

Научная ценность записи, как и других записей А.Д. Григорьева, состоит еще

в том, что он первым применил так называемую фонетическую фиксацию

фольклорного текста, довольно трудную для чтения, но с максимально

возможной точностью передающую реальное звучание былин.

Сказки детям
      Rambler's Top100

www.skazki.yaxy.ru ©®§¥ 2000 - 2009

Сказки на ночь | Сказки детям