Сказки на ночь
   

    

 

Башкирские народные сказки

Ястреб и петух
Башкирская сказка. Пересказ Л. Кузьмина
Лиса-сирота
Непобедимый Чемид-Чудзин
Сказка о курае
Как собака нашла себе хозяина
Бурая корова
Егет, звавший на помощь нужду
Алп-батыр

 

Ястреб и петух

Жил в сосновом бору ястреб - светлые брови, жёлтые глаза, серая грудка
в крапинку.
И, - хотите верьте, хотите не верьте - было у ястреба жемчужное
ожерелье, а на голове, на самой маковке, красовался алый гребешок.
А ещё ястреб был очень добрым. Очень добрым и компанейским. И поэтому
всё летал в деревню к петуху с курицей, гостил у них по целым дням.
Клюёт, бывало, вместе с ними из корыта-кормушки ячмень да пшеницу, а
сам курице благодарно говорит:
- Какое вкусное угощение! Давайте, курочка - рябочка, я за это вас
летать научу...
А курице летать хочется, да смотрит она не столько на ястреба, сколько
на его ожерелье, на белоснежные, на тонкой нитке жемчуга:
- Ax, кудах, вот бы такую прелесть мне!
И вслед за ястребом короткими своими крыльями взмахнёт, чуть-чуть над
лужайкой взлетит, да на ожерелье ястребиное засмотрится, крыльями махать
забудет и - кувыркнётся... Взлетит, засмотрится и - кувыркнётся... Так
обучение полёту у неё дальше этого и не пошло.
А петух тем временем всё глядел на ястребиный гребешок. У него-то у
самого росли в ту пору на макушке лишь гладенькие перышки, и петух тоже, как
курица, думал:
"Вот бы и мне на голову такое, как у нашего гостя, замечательное
украшение..."
И сначала петух задумал вырастить себе алый гребешок сам.
На алой заре пробудится, прокукарекается, встанет под широкий, весь в
росе, лопух. Стоит, ждёт, когда капнет оттуда розовая от зари росинка ему на
голову. И вот росинка - шлёп! - а петух вздрогнет, мчится в курятник к
курице:
-Глянь! Что-нибудь выросло на моей макушке? Курица смотрит, говорит:
- Нет...
И тогда ждёт петух дождика с радугой. И когда дождик нальёт лужи, а в
них отразится радуга, то петух пробует радугу подчерпнуть лапой, оплеснуться
семицветной водичкой.
Потом курицу спрашивает вновь:
- Ну, а теперь?
- А теперь, - отвечает курица, - опять ничего нет. Даже зоркие
малыши-цыплята и те говорят:
- У тебя всё такие же перышки. Они - лишь мокрые.
И вот горевал, горевал петух, да с горя и решился на непохвальное дело.
Разыскал за хозяйской избой, за своим курятником, за двором в чертополохе
пару семечек дурманной сон-травы. И когда ястреб прилетел в гости, петух
подсунул семечки в корыто, в ячмень.
- Клюйте, дорогой ястреб, здесь... С этого края угощение слаще.
- Что ж! - радуется ястреб. - Если слаще, то и поклюём!
И - клюнул. А как клюнул, так в глазах у него пошли сонные круги. И он
зевнул, пошатнулся, да прямо у корыта и повалился. Лежит, голову - под
крыло, даже похрапывает; курица ахает:
- Ах! Он почему-то уснул!
- Не ахай - спешит петух, - а забирай ожерелье. Тебе ведь очень этого
хотелось.
Да сам ожерелье с ястреба и снял, сам накинул на курицу;
шапочку-гребешок тоже с головы ястреба сдёрнул, напялил на собственную
макушку.
- Теперь, - говорит, - прятаться бежим... Только вот петух-то и вправду
умчался, а курица не может ступить даже шага. Склонила голову набок,
разглядывает на себе ожерелье, от счастья глаза так и закатывает:
- Ох-ох! Квох-квох!
Но тут сонные семечки действовать перестали - ястреб проснулся.
Чувствует он, что голове холодно, что гребешка нет, увидел свои жемчуга на
курице: вся доброта с ястреба-долой.
- Эх, ты! Как не совестно тебе! А ещё училась у меня летать!
- Это не я.. - отступает сконфуженно курица. - Это всё устроил петух...
Да ястреб уже не слушает. Дёрнул ястреб кривыми когтями ожерелье к
себе, тонкая нитка натянулась. Натянулась, лопнула - жемчужинки мелким
градом разлетелись по траве, упали в густую листву, в высокие ромашки.
А тут на шум из избы выскочил хозяин, затопал по крыльцу, сердито
замахнулся:
- Что за незваный гость во дворе у меня? Кыш! Ястребу делать нечего.
Ястребу теперь самому надо спасаться. Полетел он без жемчугов, без гребешка
к себе в дальний бор. Только и успел курице погрозить:
- Как ты да петух со мной поступили, так и я теперь буду с вами... Вы у
меня самое дорогое утащили, и я у вас когда-нибудь самое лучшее отберу!
И-верно. Повела курица на прогулку цыплят, с ними ходит, любуется на
них.
Петух тоже на деток радуется, гордо покачивает алым гребешком:
-Вот какие у нас ребята! Пушистенькие, черногла-зенькие.
Вдруг на двор упала быстрая тень. Петух видит - ястреб! Да не просто
он, ястреб, теперь летит, а так на петуха да на цыплят когтями и целится.
- Караул! - всполошился петух. - Сейчас цыплятам нашим будет беда, и
сам я без гребешка останусь!
Нырнули цыплята, петух, курица под низенькое крыльцо. Кричат криком,
вызывают снова на помощь хозяина. А ястреб прошумел крыльями над самым
крыльцом, пригрозил грозней прежнего:
- Прячьтесь не прячьтесь - теперь всегда будет так!
Приуныл петух:
- Охохонюшки... Придётся, курочка-лапушка, нам это дело как-то
исправлять! Гребешок возвращать жалко, а вот жемчуга вернуть надо бы... Идём
их всё-таки поищем.
Но драгоценные бусинки уже раскатали по своим подземным кладовкам
мышки-норушки да кроты. И петух с курицей ничего, кроме дождевых червяков,
не нашли ни по первому, ни даже по второму и по третьему разу...
Ищут они жемчужинки и теперь. Ищут вместе с цыплятами. А как завидят
ястреба, так всем стадом бегут под крыльцо. А, спрашивается, почему? Да всё
лишь потому, что петух и курица один лишь разок, но всё же позавидовали
красоте чужой.
Чужой красоте позавидовали, а про свою - забыли. Ведь если бы они в
самом начале спросили своих собственных цыплят: "Кто краше? Ястреб с
гребешком и в ожерелье или мы - ваши родители, без гребешка и без
ожерелья?" - то цыплята бы ответили вмиг: "Конечно, вы!"

Лиса-сирота

Oднажды весной встретились медведь, волк, собака и заяц. Они
пожаловались друг другу на то, как плохо жилось им зимой: было холодно и
трудно добывать пищу. И стали они держать совет.
- Давайте жить вместе, так будет лучше! - сказал медведь.
Все согласились с этим. Построили они избу на лесной поляне и начали
жить вместе. Как-то раз медведь говорит:
- Друзья, пора готовиться к зиме: надо бы купить нам корову. Собака
будет пасти ее. Глядишь, к зиме наберем батман (мера веса, равная 20 кг)
масла.
Остальные охотно согласились с медведем. В тот же день они пошли на
базар, продали шкурки убитых ими зверей и на вырученные деньги купили
корову.
Собака каждый день выводила корову на поляну и пасла ее, а волк каждый
вечер доил ее. Заяц выведывал, где лучше трава для коровы, а медведь
распоряжался всем хозяйством.
Так прошло все лето, и к осени друзья собрали целый батман топленого
масла.
- Надо поставить батман с маслом в избу, под крышу,- сказал медведь.-
Пусть никто пока не трогает масло. Когда наступит зима, будем брать его
понемногу и жарить картошку.
Опять все согласились с медведем - батман с топленым маслом подняли и,
спрятали под крышей избы.
Однажды вечером они сидели за чаем: вдруг кто-то постучался. Послали
зайца открывать дверь.
Видят - пришла лиса, а в лапе кумган (металлический сосуд для воды)
держит, а сама кроткая, тихая и низко кланяется.
- Здравствуйте, дорогие друзья! Добрый вечер! Хозяева поздоровались с
ней и пригласили пить чай.
Села лиса за стол и начала говорить тихо и скромно:
- Я одинокая сирота. Возьмите и меня в свою семью.
- Ладно, сегодня будем держать совет, взять или не взять тебя в нашу
семью, завтра придешь за ответом,- сказал ей медведь.
Лиса поблагодарила хозяев за чай и ушла.
- Жаль ее. Такая она скромная и тихая, надо принять,- решили хозяева.
На другой день утром пришла лиса. Объявили звери о своем решении
принять ее в свою семью. И стала лиса жить у них.
Вела она себя скромно, всех слушалась и всеми силами старалась угождать
не только медведю, волку и собаке, но даже и зайцу.
Вскоре лиса узнала, что под крышей избы спрятан батман с топленым
маслом. Любит лисонька масло! Решила она одна съесть масло и стала
придумывать хитрость.
Наконец придумала - на то она и лиса!
Как-то вечером лиса сказала, что идет проверить, крепко ли заперты
ворота. Вышла она за дверь, подошла к окну, постучала в него и спросила не
своим голосом:
- Дома ли лиса-сирота?
- Дома, дома, сейчас придет со двора,- ответили ей.
- Скажите ей, чтобы она сейчас же шла к нам-дать имя новорожденному
барсуку.
- Хорошо,- ответили из дому. Лиса вернулась в избу.
- Лисичка, сейчас только приходили звать тебя к новорожденному
барсуку,- сказал медведь.
- Что ж, надо сходить,-ответила лиса. Собралась она и вышла из избы.
Обошла она избу кругом, вспрыгнула под крышу, нашла батман с маслом и стала
его есть. Наелась лиса досыта, отдохнула и вернулась домой.
- Чем угощали?-спросили ее.
- Жареным гусем, вареной курицей и маслом,-ответила лиса и облизала
жирные губы.
- Каким именем нарекли? - спросила собака.
- Початок,- ответила лиса.
На следующий день лиса сказала, что ей опять надо идти давать имя, а
сама вышла, забралась под крышу и съела масло до середины батмана.
- Какое имя дали новорожденному? - спросил лису заяц, когда она
вернулась.
- Середка,- ответила лиса. На третий день лиса опять залезла под крышу
и съела все масло. Она дочиста вылизала батман и вернулась домой.
- Каким именем нарекли?-спросил ее медведь.
- Последок,- ответила лиса.
А тут подошла и зима с морозом и вьюгой.
Вот однажды медведь говорит:
- Ну, друзья, надо принести немного масла и нажарить картошки.
- Давайте, давайте! - радостно согласились остальные.
- Иди, лиса, принеси немного масла,- сказал медведь.
Все вышли в сени. Лиса полезла было по стене под крышу, да упала на
землю и притворилась, что не может вскарабкаться по стене.
- Очень уж высоко, я не могу залезть,- жалуется лиса.
Собака взялась помочь лисе. Подсадила лису. Вoт взлезла она, и все
внизу услышали из-под крыши писклявый голос лисы:
- Никакого, масла тут нет! Есть только пустой батман.
Ей никто не поверил. Тогда лиса скатила вниз пустой батман. Глядят - и
правда, батман пустой.
- К нам никто чужой не приходил. Кто это, бессовестный, сожрал масло? -
зарычал медведь.- Сейчас же найти разбойника!
Долго они гадали, как найти вора. И вот что придумал медведь:
- Давайте разведем большой костер и рассядемся вокруг него. У того, кто
съел масло, оно растопится и потечет наружу.
Так они и сделали: развели костер.
Вскоре они пригрелись у костра и уснули. Так как были уже первые зимние
морозы, то крепче всех спал медведь.
Лишь одна лиса не спала. Видит она: по всей шерсти ее течет масло.
Испугалась лиса, что это может выдать ее и тогда ей не избежать наказания.
Решила она свалить свою вину на медведя: стерла масло с себя и обмазала им
спящего медведя.
Когда они проснулись, увидели: все, как были, сухие, а у медведя шерсть
в масле. ,
- Вот кто съел масло! - закричали звери и захотели наказать медведя.
- Не торопитесь! Тут какая-то хитрость,- сказал медведь.- Надо развести
костер еще жарче и испытать всех снова.
Все согласились. Одна только лиса сказала, что не надо разводить
костра, а то жарко будет.
Опять развели костер, и все расселись вокруг него. Медведь, по своей
зимней привычке, опять захрапел. А волк, собака и заяц притворились спящими.
На лисе опять стало выступать масло.
Лисица дождалась, когда звери заснули, начала опять стирать с себя
масло и натирать им медведя.
Увидели это волк, заяц и собака, вскочили и с криком набросились на
лису:
- Вот где настоящий вор! А еще прикинулась тихоней-сиротой!
Шум разбудил медведя. Ему рассказали, как было дело.
- Я не ела масла! Нет, нет! - отказывалась лиса.
Тогда все набросились на лису, связали ее, -стали держать близко к огню
за лапы и за хвост. Масло с нее так и потекло на костер.
После этого они сказали:
- Уходи сейчас же! Чтобы и духу твоего здесь не было. Нет тебе места в
нашей дружной семье!
Лиса подхватила свой кумган и ушла скорее куда глаза глядят.

Непобедимый Чемид-Чудзин

Жил на свете бедный пастух Чемид-Чудзин.
С детства он сильным и ловким был, сильнее всех своих сверстников. А
как подрос, так его и взрослые опасаться и уважать стали. Знали все, что
кому из них с силачом Чемид-Чудзином в бою не справиться: всякого он легко
одной рукой победит.
Много лет пас бедный пастух Чемид-Чудзин стада богатого Чанара. Но
однажды разгневался богач на своего пастуха и прогнал его. Взвалил
Чемид-Чудзин котомку на плечи и пошел куда глаза глядят.
Долго шел он, устал.
Привела его дорога в густой лес. Выбрал Чемид-Чудзин тенистую полянку,
положил под дерево котомку, лег и заснул.
Спит он и видит сон - будто подходит к нему старик с большой белой
бородой и говорит:
"Здравствуй, богатырь".
"Какой я богатырь! Я простой пастух",- отвечает Чемид-Чудзин.
"Нет, ты богатырь. Слушай, что я тебе скажу. Под этим деревом, в тени
которого ты спишь, есть железная дверь. Дверь эта ведет в подземелье. Уже
сто четыре года стоит там волшебный конь и ждет богатыря, который его
оседлает. Садись на него, и станешь настоящим богатырем. Не давай в обиду
слабых, помогай бедным и наказывай злых и богатых".
Проснулся Чемид-Чудзин - и сам не знает, верить своему сну или не
верить. Встал он на ноги, схватил за нижние ветви дерево, под которым спал,
вырвал его и видит - в глубине ямы большая железная дверь.
"Кажется, старик-то мне правду сказал",- подумал Чемид-Чудзин. Открыл
он дверь и спустился в подземелье.
Не прошел он и трех шагов, как появился перед ним, словно из-под земли,
белоснежный конь. Грива у коня кольцами, шерсть шелковая, подковы из чистого
золота. Драгоценное седло на коне, и привешено к седлу богатырское оружие.
Остановился конь перед Чемид-Чудзином и заржал, словно от радости.
Чемид-Чудзин не стал долго раздумывать. Вскочил он на коня, выехал из
подземелья и помчался по лесной дороге.
Доехал он до первого перекрестка, и встретился ему незнакомый богатырь
на сером коне.
- Куда, богатырь путь держишь? - спрашивает Чемид-Чудзин.
- Еду я в турецкую землю. Там собираются богатыри со всей земли. Кто
окажется всех сильнее за того падишах свою дочь отдаст.
- А как зовут тебя?
- Зовут меня - Сагиб-Али.
- Сагиб-Али, возьми меня с собой.
- Поедем, дорога широкая - двоим места хватит.
Долго ехали богатыри через дремучие леса, через высокие горы. Переплыли
много быстрых рек, доехали до перекрестка трех дорог - и встретился им
богатырь на черном коне.
- Куда, богатыри, путь держите? - спрашивает.
- В турецкую землю,- отвечают богатыри.- Там собираются силачи со всего
света. Самому сильному падишах свою дочь в жены отдаст.
- Возьмите меня с собой,- просит их новый товарищ.
- А как зовут тебя?
- Зовут меня - Мухамед-Керим.
- Поедем, дорога широкая - троим места хватит.
Едут богатыри, беседу дружескую ведут, а Сагиб-Али и говорит:
- Братья, напрасно мы все трое в турецкую землю едем. Ведь там падишах
нас друг с другом бороться заставит. Придется нам в единоборстве друг на
друга руку поднять. Давайте лучше бросим жребий: пусть один из нас к
турецкому падишаху едет а другие двое от перекрестка вправо и влево
разъедутся.
Согласились богатыри, кинули жребий, и пал жребий на Чемид-Чудзина.
- Ты поезжай в турецкую землю,- говорят ему Сагиб-Али и Мухамед-Керим,-
а мы - один вправо, а другой влево поедем. И ровно через три года все мы на
этом перекрестке соберемся. А если не придет кто-нибудь из троих, значит,
случилось с ним какое-нибудь несчастье. Поклянемся, что будем помогать один
другому, что бы ни случилось.
Поклялись богатыри, распрощались и разъехались в разные стороны.
Поехал Сагиб-Али направо. Много стран он объездил, многих слабых и
обиженных защищал, много добра людям сделал - и стало имя его известным от
моря до моря.
Однажды, когда он ехал дремучим лесом, услышал голос:
- Богатырь, спаси меня от злой смерти, помоги мне. Злой волшебник
держит меня тут в неволе.
Сагиб-Али подъехал к краю дороги и увидел, что к дереву привязана
молодая красивая девушка.
Соскочил богатырь с коня, разрубил веревки. А девушка вдруг
превратилась в огромную змею и проглотила его.
Испуганно заржал черный конь и бросился от дороги в чащу.
А Чемид-Чудзин ехал да ехал прямой дорогой в турецкую землю. На третий
день пути встретился ему старик с большой бородой.
"Где я его видел?" - подумал Чемид-Чудзин и вспомнил: этот старик с ним
во сне разговаривал.
Теперь он остановил богатыря и спрашивает:
- Куда, сынок, путь держишь?
- В турецкое царство,- отвечает Чемид-Чудзин.- Хочу с другими
богатырями сразиться, свое счастье испытать.
- Это ты всегда успеешь,- отвечает старик,- поезжай лучше в царство
киргизское, сразись с царем Замигулом.
- А зачем мне с ним сражаться? - спрашивает Чемид-Чудзин.
- У царя Замигула,-говорит старик,-есть волшебный камень. Кто его в
руках держит, у того все желания исполняются. Камень этот может даже мертвых
воскрешать. Победишь Замигула - камень этот твоим станет.
- Спасибо за хороший совет, отец,- говорит Чемид-Чудзин.-Конечно, я
лучше к Замигулу поеду.
Повернул он коня и поехал в киргизское царство.
Привез его конь в киргизское царство, к самому двору царя Замигула.
Стоит царский шатер - весь из красного шелка, золотой решеткой обнесен,
а на решетке отрубленные головы человеческие. Однако не испугался храбрый
богатырь Чемид-Чудзин, спрыгнул с коня и перелез через решетку.
Входит он в царский шатер.
Сидит в шатре древняя старушка, войлочную попону для коня шелком и
золотом вышивает.
Поздоровался с ней богатырь, а старушка и говорит:
- Как ты попал сюда, добрый молодец? Ведь это шатер злого царя
Замигула. Если он застанет тебя здесь убьет. Видишь, сколько людей он уже
сгубил и головы их на решетку повесил?
- Авось меня не убьет,- отвечает Чемид-Чудзин.-Я сюда, бабушка, за
делом приехал. Надо узнать, где у Замигула волшебный камень спрятан. Помоги
мне, если можешь.
В это время за оградой конский топот послышался, громкий крик.
- Это Замигул вернулся,- говорит старушка - спрячься скорее.
Посадила она его в угол и прикрыла старым войлоком.
Входит в шатер царь Замигул. Халат на нем шелковый, тюбетейка жемчугом
вышита, черные волосы в мелкие косы заплетены, в руках плетка ременная.
Садится Замигул за стол.
- Давай, старуха, есть - проголодался я. Подает ему старушка золотые
блюда с кушаньями, а сама спрашивает:
- Долго ты ездил, Замигул. По лесам гонялся?
- Да,- отвечает царь,- охотился. Совсем было загнал оленя белого, да
увернулся он от меня и в горах скрылся. Ну да я его все равно найду.
- А как же ты найдешь его? - спрашивает старушка.
Усмехнулся Замигул:
- Есть у меня камень волшебный. Этот камень открывает мне все, что я
знать хочу. Опущу я его в коду, погляжу на дно - и ничто от меня не
скроется.
Поел Замигул, встал, снял со стены золотой меч и опустил его рукоятку в
чан с водой.
- Вот, гляди, старуха. Камень в рукоятку меча вставлен. Гляжу я на дно
чана и вижу, что олень в горную пещеру спрятался. Завтра поеду туда и
достану его.
Повесил Замигул меч обратно на стену и лег на мягкие подушки отдыхать.
Вышел тут Чемид-Чудзин из угла, снял волшебный меч со стены, на двор выбежал
и кричит:
- Царь Замигул, вставай! Я с тобой биться приехал, твою голову с плеч
снять.
Услышал Замигул, с подушек поднялся:
- Молод ты, богатырь, чтобы с Замигулом биться. Не боюсь я никого. Мне
смолоду предсказано, что смерть мне только от руки богатыря Чемид-Чудзина
написана. А ты кто такой?
- А я и есть богатырь Чемид-Чудзин!
Выскочил Замигул из шатра, второпях и про меч свой забыл. А
Чемид-Чудзин ждет его, на коне вокруг шатра скачет, волшебным мечом
размахивает.
Вскочил и Замигул на коня, да как увидел, что богатырь его меч в руках
держит, испугался.
Бросился он на Чемид-Чудзина, хочет меч отнять, а богатырь только
поднял руку с волшебным мечом - упал Замигул мертвым.
Вошел Чемид-Чудзин в шатер.
- Нет больше, бабушка, злодея Замигула. Не будет он теперь добрых людей
безвинно казнить. А старушка поглядела на богатыря и говорит:
- Доброе дело ты сделал, богатырь. Долго я тебя ждала. Меня сюда отец
мой, старый орел, на помощь людям отправил. Теперь я могу в родные степи
воротиться.
Обернулась старушка молодой орлицей, вылетела из шатра и унеслась за
дальние горы.
Поклонился ей вслед богатырь, сел на коня и поехал к перекрестку, где
он с Сагибом-Али и с Мухамедом-Керимом расстался.
Приезжает он туда и видит-нет богатырей. Только серый конь и черный
конь бродят, понурые, со сбитыми набок седлами.
"Видно, с моими братьями беда случилась",- думает Чемид-Чудзин. И вдруг
слышит голос:
- Помоги мне, добрый богатырь. Спаси меня от волшебника, который меня в
плену держит.
Обернулся Чемид-Чудзин, а у дороги молодая девушка к дереву привязана.
- Проверю сейчас, правду ли ты говоришь,- отвечает богатырь.
Опустил он волшебный меч в ручей, заглянул на дно и узнал всю правду.
- Не девушка ты - змея лютая. Ты моих братьев проглотила. Отдавай их
сейчас же, не то плохо тебе придется! - закричал Чемид-Чудзин.
Испугалась девушка, обернулась змеей, чтобы на богатыря кинуться, а
Чемид-Чудзин ударил волшебным мечом, рассек змею на две части. Вышли из нее
названые братья, стали обнимать Чемид-Чудзина.
- Как ты осмелился с этой волшебной змеей бороться? - спрашивают. А
богатырь отвечает:
- Да ведь мы друг другу слово давали - один за другого в беде стоять.
И Сагиб-Али, и Мухамед-Керим никогда с Чемид-Чудзином не расставались
и, как родные братья, его любили.

Сказка о курае

В давние времена жил один хан. Хан этот был очень злой и жадный. Он
жестоко угнетал народ.
Каждую неделю он брил себе голову, для этого хан призывал всякий раз
нового человека и домой его не отпускал. Народ был в постоянном страхе и так
запуган, что люди не знали, как спастись от хана, ослушаться которого никто
не смел.
Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три
сына. Пошел к хану старший сын и не вернулся. Через неделю хан позвал
другого сына. Пошел к хану средний сын и тоже не вернулся домой. Старик со
старухой были в отчаянии. Через неделю пришли от хана звать и последнего
сына.
Жили старики очень бедно. Все, что у них было съестного, мать уже
отдала на дорогу старшему и среднему сыновьям, а младшему нечего было и
дать. Старик со старухой были очень этим опечалены. Но мать все же
придумала, что дать на дорогу сыну. Она замесила на своем молоке тесто из
лебеды и напекла лепешек. Взял егет эти лепешки, распростился с родителями и
отправился в путь.
Вышел он на пригорок, оглянулся в последний раз на родные места, где он
родился и вырос, и с великой тоской на сердце запел, прощаясь с родным
Ирандёком, с журчащими ручьями, душистыми лужками и кустарниками, с тенистым
лесом и родными горами.
Через несколько дней дошел егет до ханского дворца. Как только его
привели к хану, хан дал ему свою остро отточенную бритву и приказал обрить
ему голову.
Хан снял корону, и егет замер от удивления: на голове у хана торчал
рог. Но удивляться было некогда.
Когда егет обрил хану голову, то хан сказал:
"Посиди тут" - и вышел. А егету очень захотелось есть. Он вынул
последнюю домашнюю лепешку и начал ее есть. В это время вернулся хан, он
увидел, что егет жадно ест что-то такое, чего он сам еще никогда не видел и
не пробовал.
Хан сказал егету:
- Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать.
Егет отломил хану кусочек лепешки. Хан съел и говорит:
- Как вкусно! Из чего это испечено?
- Моя мать замесила на своем молоке тесто из лебеды и испекла эти
лепешки, - ответил егет. Хан был поражен и не знал, что и думать. "Я съел
лепешки, испеченные на молоке его матери! Теперь выходит, я стал его
молочным братом, и его кровь мне проливать нельзя. Если же я не убью его, он
расскажет всем, что на голове у меня рог, - думал хан.- Чтобы избавиться от
этого егета, пожалуй, лучше будет отвезти его туда, где не ступала нога
человека и оставить там, - решил хан.
Хан позвал своих палачей и приказал им отвезти егета в дремучий лес.
Ханские палачи связали егета по рукам и ногам, завязали ему глаза и
повезли. Потом они ссадили его с коня и бросили в непроходимом лесу, где
бродят одни дикие звери.
Долго жил там егет, питаясь кореньями и ягодами. Он смастерил лук и
стрелы и охотился на зверей, а из шкур сшил себе одежду, потому что старая
одежда на нем вся износилась. Все время тосковал он по своим родителям - по
отцу и матери - и всем сердцем стремился к родному Ирандеку, да не знал, как
туда дойти.
Однажды, скитаясь по лесу, он устал и прилег под дерево отдохнуть.
Поднялся сильный ветер.
Вдруг до слуха егета стали доноситься дивные звуки. Егет вскочил на
ноги и пошел в ту сторону. Шел он долго, сам не зная куда, наконец поднялся
на вершину горы. Тут он увидел высокое растение с мохнатой головкой. Оно
покачивалось на ветру и издавало приятный звук. Егет сорвал это растение,
сделал длинную дудку, подул в нее и вновь услышал приятные звуки, которые
шли из стебля растения.
Егет обрадовался, что нашел себе друга. Каждый день он подолгу учился
играть на этой дудке. Наконец он научился наигрывать разные песни, какие
знал еще дома и какие приходили ему в голову. На сердце у него стало легче и
спокойнее.
Вот как-то раз шел он, шел и дошел до родных мест. Устал егет с дороги
и сел на пригорок, а потом начал играть. Услышал приятные звуки окрестный
народ, что жил на яйлау , и пришел к егету.
Егет рассказал обо всем виденном народу: о том, как хан убивает молодых
егетов, о том, как он сам спасся от смерти. Тогда весь народ поднялся на
хана и расправился с ним по заслугам.
И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в
поколение и играют на нем хорошие, задушевные песни.

Как собака нашла себе хозяина

В давние-давние времена жила собака. Она искала себе хозяина. Потому
что жизнь ее была очень тяжела.
Однажды отправилась она куда глаза глядят и пришла к берегу реки.
Увидела она сидевшего на берегу волка и говорит:
- Здравствуй, волк!
- Зачем пришла?- спрашивает волк.
- Я ищу себе хозяина. Возьми меня к себе, - говорит собака.
Волк согласился и пошли они вместе. Шли они, шли, вдруг волк
остановился и говорит:
- Ой,бежим скорей, медведь идет!
Тогда собака поняла, что волк труслив, подошла к медведю и говорит ему:
- Возьми меня к себе. Я ищу хозяина.
Медведь согласился. Пошли они, шли, шли, вдруг медведь остановился и
говорит:
- Бежим отсюда, лев идет! Он нас съест.
Тогда собака поняла, что медведь слаб и труслив и, бросив его, пошла со
львом. Шли они, шли и вышли на поляну. А там - человек. Лев увидел его и
говорит:
- Ах! Вон человек идет. Он убьет нас. Бежим скорей!
Тогда собака поняла, что и лев слаб, и пошла к человеку. Подошла и
просит:
- Возьми меня к себе.
Человек взял собаку к себе. Обрадовалась, что нашла себе хозяина, и
говорит:
- Нет на свете никого сильнее человека.
И с тех пор собака верно служит ему.

Бурая корова

Давным-давно жили, говорят, муж с женой. И был у них один сын и одна
дочь. Но вот однажды мать этих детей умерла. Дети остались сиротами. Отец
женился на другой. Мачеха не заботилась о детях.
Была у детей очень красивая бурая корова, оставшаяся им от матери. Они
каждый раз, как возвращались из медресе, ласкались к этой корове, как к
матери. Когда очень хотелось им есть, они сосали коровье вымя и ее молоком
утоляли голод. Долго они так жили и были очень привязаны к корове. Но
проведала об зтом мачеха.
И вот однажды перед возвращением мужа с работы она притворилась тяжело
больной. Муж еще не успел толком зайти в дверь, как жена запричитала:
- Тяжело заболела я, старик, хочу съесть сердце бурой коровы, если его
съем- выздоровлю.
Муж растерялся и сказал:
- Дети ведь не захотят, чтобы ее закололи.
- Я дороже или дети?- запричитала жена. - Одну жену уморил, теперь и
меня хочешь на тот свет проводить?
Муж вынужден был ей уступить. Вывел корову и только приготовился было
ее заколоть, как из медресе вернулись дети. Сколько не упрашивали дети,
жестокосердый отец не внял их мольбе. Видя это, дети стали умолять:
- Отец, прежде чем заколоть корову, разреши нам один разок покататься
на ней.
Отец согласился. Дети взобрались на корову, и она быстро понесла их в
дальний лесной край.
На другой день добрались они до золотого леса. Брат запретил сестренке
рвать чудесные листочки. Но сестренка, когда брат этого не видел, сорвала
один золотой листочек и спрятала в косичках.
За три дня дети проехали золотой, серебряный и медный леса. Сестренка в
каждом лесу незаметно срывала листочек и прятала в косичках. Как только
выбрались из последнего леса, девочка окаменела. Заплакал брат в отчаяньи.
Тогда бурая корова велела выдернуть из ее хвоста три волоска и сжечь. Стоило
брату это сделать, как сестренка ожила. А мачеха дома тотчас окаменела.
Они поехали домой, зажили, говорят, хорошо и счастливо.

Егет, звавший на помощь нужду

Был у одного старика единственный сын, очень, говорят, не любивший
утруждать себя: что отец не велит сделать - он только в затылке чешет.
Однажды отец сказал ему:
- Сынок, у скотины корм кончился, съезди-ка на луг.
- Там на дороге - яма, как наедешь - арба переварачивается. Не поеду, -
отказался сын.
Отец:
- Коль опрокинется, Нужда тебе поможет. Нужду позовешь.
Поехал сын за кормом. На обратном пути арба в самом деле угодила
колесом в яму и застряла. Малай и так и сяк - не может лошадка вытащить воз.
Принялся малай кричать:
- Нужда-агай, помоги!
Кричит-надрывается, а Нужда на помощь не идет.Уж и взмолился - нет и
нет помощи.
Прошло так часа два. В конце концов выломал малай дрын, сунул под
колесо. понукает лошадку, сам арбу сзади толкает. Помаялся изрядно, но
вытолкнул все же.
Вернувшись домой, подробно рассказал отцу о приключившемся.
- Как, - говорит, - ни кричал - обещанной тобой помощи от Нужды не
дождался.
- Вот это, сынок, как раз и была нужда. Криком до нее не докричишься,
но каждый в свой срок с ней спознается, - объяснил отец.

Алп-батыр

В давние-стародавние времена на берегу Агидели жили, говорят, старик со
старухой. Старик ходил на охоту, а старуха пряла пряжу и ткала полотно. Так
и жили они, пока не
достигли глубокой старости. Спохватились однажды: жизнь-то прошла и ни
одним ребенком их не одарила. Умрут они, и не будет никого, кто бы их
помянул добрым словом.
Сильно опечалился старик. Захватив с собой лук со стрелами, топор к
поясу приладив, покинул он родной дом. Шел он, шел, пока не достиг подножья
какой-то горы.
Там и присел отдохнуть. Ко сну стало клонить. И привиделся ему сон, -
явился хозяин горы и говорит:
- Эй, дед, ты чего пригорюнился?
- Сколько лет на свете прожил, - молвил старик, - а ни одного сына не
нажил. Вот помру, и переведется мой род. Потому и горюю.
На это хозяин горы отвечает:
- Без чьей-то смерти никто на свет не родится. Если сыном обзаведешься,
сам умрешь.
Согласился старик. Тогда хозяин горы скрылся за камнем, а старик
глубоко задумался. Вскоре камень, прислонившись к которому он сидел, начал
содрогаться. Старик пробудился и, схватив топор, ударил им что есть мочи по
камню. Оттуда, расколов гору, вышел юноша исполинского сложения. Подивился
старик. А тот приблизился к нему и сказал, улыбаясь:
- Вот пришел я к тебе в сыновья.
- Добро, сынок, - обрадовался старик и обнял его. - Я ждал тебя всю
свою жизнь.
Сын имел могучую стать и был красив. Пальцы у него были большие, как
руки, а руки - как бревна, ступни - как лодки, плечи широкие, как луг, а
тело могучее, как дуб.
- Сынок, возьми в таком случае мое оружие, - сказал старик и протянул
ему лук, стрелы и топор.
- Отец, пусть твое оружие при тебе останется,- ответил молодец. - Для
меня изготовим что-нибудь покрупнее.
Но старик не согласился:
- Нет, сынок, этот лук и топор остались мне от деда. Я их передам тебе.
Отныне они будут твоими. Возьми, стрелами будешь птиц подбивать, топорм лес
рубить.
Тот взял лук из рук старика и, приладив стрелу, тронул тетиву. Стоило
ему чуть-чуть ее оттянуть, как лук с треском сломался. От того треска
дрогнула гора, посыпались камни, и старик упал замертво.
- Алп!.. - хотел вымолвить что-то старик да не успел: испустил дух.
Поначалу растерялся силач. Но что делать, с почестью схоронил своего
отца.
Наточил топор и, проверяя его остроту, положил на ладонь, точно лезвие
бритвы. Потом углубился в лес. Там срубил высокий дуб и смастерил из него
лук, выстругал дубовую стрелу, снабдив ее острым каменным наконечником. Из
жил трех медведей свил тетиву и натянул ее на лук. Вооружился и пошел
странствовать по свету.
Перевалив гору Урал-тау, сделал семь шагов и остановился. Там, где
ступал, остались просторные поляны. Он присел отдохнуть. С противоположной
горы заметила его девушка, дочь хана. Она жила в большой юрте, в которой
могли уместиться два косяка лошадей. А сама она была богатыркой-красавицей.
Подозвала к себе девушка незнакомца и спросила:
- Как твое имя, егет?
Он расстерялся. Не знал ведь, что у людей есть имена.
- А что такое - имя?
Девушка улыбнулась:
- Как к тебе обращаются люди?
Он ответил:
- перед смертью отец обратился ко мне со словом "Алп".
- Выходит, ты Алп-батыр.Если сумеешь одолеть меня в борьбе, я пойду за
тебя замуж.
Егет согласился и вступил с ней в единоборство.Семь дней, семь ночей
боролись они.Наконец Алп-батыр победил могучую девушку. Сказал:
- Ну, красавица, выполняй свое обещание.
Девушка ответила:
- Моя душа давно с тобой. Я твоя, а ты мой. Померилсь силой, теперь
будем вместе.
- Сначало назови свое имя, красавица, - сказал Алп.
- Мое имя Бархын.
- Бархын-хылу. Бархын-хылу. Владеет сердцем пусть хылу, - промолвил
Алп-батыр и обнял девушку.
Свадьбу справили. Вместе жить стали. Родилось у них семеро сыновей, от
которых, сказывают, происходят семь башкирских родов. Эти семь родов
поселились на отрогах Уральских гор. Семь полян, где ступал Алп-батыр, стали местом для их яйляу.

 

Сказки детям
      Rambler's Top100

www.skazki.yaxy.ru ©®§¥ 2000 - 2009

Сказки на ночь | Сказки детям