Сказки на ночь
   

    

 

Марийские сказки

О Марий Эл
Заячий домик
Нончык-патыр

О Марий Эл

Республика Марий Эл в составе Российской федерации. Автономия с 1929
г. Ядром формировавшегося в 1 тыс. н.э. в Волго-Вятском междуречье
древнемарийского этноса были финно-угорские племена. В 10 веке марийцы
упоминаются в хазарском документе как ц-р-мис (черемисы). Большую роль в
развитии этноса играли тесные этнокультурные связи с тюркскими народами.
Значительное влияние, особенно усилившееся после вхождения марийцев в состав
Русского государства (1551-1552), оказала русская культура.
Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Подсобное значение
имели огородничество, разведение лошадей, крупного рогатого скота, охота,
лесные промыслы, бортничество, а позднее пасечное пчеловодство, рыболовство.
Развиты художественные промыслы: вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело.
Разбросанная планировка селений во 2 половине 19 в. стала сменяться
уличной. Традиционное жилище - срубная изба с двускатной крышей.
Традиционная одежда: богато вышитая рубаха туникообразного покроя, штаны,
распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс.
Мужские головные уборы: войлочная шляпа с небольшими полями и шапка. Для
женского костюма характерны передник и обилие украшений из бисера, раковин
каури, блесток, монет, серебряных застежек-сюльгпнов, а также браслеты,
кольца. Очень разнообразны женские головные уборы - конусовидные колпачки с
затылочной лопастью: сороки, заимствованные у русских, головные полотенца с
очельем, высокие лопатообразные уборы на берестяном каркасе. Традиционные
виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в
свадебной обрядности.
Основная традиционная пища - вареники с начинкой из мяса или творогоа,
вареная колбаса из сала или крови с крупой, слоеные блины.
Обращенные в 18 веке в православие, марийцы сохраняли языческие
верования. Характерны общественные моления с жертвоприношениями,
устраиваемые в священных рощах перед началом сева, летом и после уборки
урожая. Среди восточных марийцев есть мусульмане.

Заячий домик

Построил заяц себе домик. Хоть и маленький, а хороший: с крышей, с
окнами, с дверью и даже со столом и лавками.
Построил заяц домик и убежал в гости, а двери не запер.
Заяц в гостях веселится, а в это время в его домик забрался сверчок.
- Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! - пропел сверчок свою песенку. -
Хороший домик! -Улёгся на лавку и заснул.
Вернулся заяц домой и тоже лёг на лавку.
Полежал заяц на одном боку, на другой повернулся и задел ненароком
сверчка.
- Чрик-чрик! - пискнул сверчок. Испугался заяц - и прыг из дома.
Скачет зайчишка-трусишка по дороге, плачет-заливается. Встретился ему
медведь.
- О чём плачешь, заяц? - спрашивает медведь.
- Забрался в мой домик какой-то зверь, - отвечает заяц. - Где я теперь
зимой жить буду?
- Не горюй, кум заяц, я тебе помогу, - говорит медведь.
Пришли медведь и заяц к домику. Заревел медведь что есть силы.
Услышал сверчок медвежий рёв и спрашивает:
- Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! Кто там? Медведь послушал-послушал и
убежал в лес: кто его знает, что за зверь сидит в домике?.. Остался заяц
один.
Скачет он по дороге и плачет-заливается. Идёт навстречу зайцу лиса.
- Заинька, дружок, куда бежишь? О чём плачешь-горюешь?
- Эх, кумушка, нет у меня теперь своего домика! Забрался в него
какой-то зверь и не выходит, -пожаловался заяц.
- Я помогу тебе, - говорит лиса. - Я тебя в беде не оставлю.
Пошли лиса с зайцем к заячьему домику. Лиса прямо в дом входит,
хвостом машет, сердитым голосом кричит:
-Эй, кто здесь есть, а ну, выходи! Не выйдешь добром - когтями
исцарапаю, зубами искусаю! А сверчок отвечает ей:
- Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр!
Лиса послушала-послушала: кто его знает, что за зверь, - и в лес
убежала.
Заяц туда-сюда по сторонам посмотрел и снова заплакал. Скачет по
дороге, а навстречу ему петух.
- Зайка, братишка, о чём плачешь? - спрашивает петух.
- Эх, дружище петух, - отвечает заяц, - беда у меня! Зима скоро, а в
моём домике какой-то зверь засел и меня в дом не пускает. Медведь хотел
выгнать и лиса хотела, да не смогли...
- Не горюй, друг заяц, я тебе помогу, -говорит петух.
Пошли они к заячьему домику.
Петух обошёл вокруг домика, осмотрел его со всех сторон и запел:
Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
Сверчок из домика не выходит. Прыгнул петух на порог и опять поёт:
Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
Сверчок со своей лавки отвечает:
- Чр-чрик, чр-чрик!
Петух вскочил на лавку, клюнул-и нет сверчка. Заяц обрадовался,
скачет-приплясывает. А петух по всем углам посмотрел, захлопал крыльями и
запел:
Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
Другой-то никакой песни у него не было. А заяц подумал: "Вот как
разошёлся петух! С моим обидчиком расправился, теперь и мне несдобровать".
Выскочил заяц из домика - и в лес.
С тех пор зайцы домов не строят, а живут просто под кустом.
Сказка - туда, я - сюда.
Сказка - подальше, а я -поближе.

 

Нончык-патыр

Жили когда-то в одном селе старик и старуха, а детей у них не было.
Сильно горевали старик и старуха. Говорит однажды старик:
-Давай, старуха, сделаем себе сына из теста. - Давай,-согласилась
старуха. Замесила она тесто, вылепила из него человечка, завернула человечка
в тряпицу и положила на печь.
Лежит человечек из теста на печке день, лежит другой... А на третий
день старик не вытерпел и говорит:
- Посмотри-ка, старуха, как там наш сыночек.
И вдруг с печки послышался голосок:
- Жарко здесь! Снимите меня с печи! Обрадовались старик и старуха,
сняли сыночка с печи а он и впрямь как настоящий мальчик, только очень
маленький.
Живет мальчик в избе у старика и старухи и растет не по дням, а по
часам.
Рос мальчик двенадцать дней, вырос в крепкого парня, на тринадцатый
день говорит старику и старухе:
- Вы меня вырастили и выкормили, теперь я буду вас кормить. Пойду
наймусь к кому-нибудь в работники.
- Ведь тебе всего двенадцать дней,- сказал старик,-куда тебе работать!
- Чую я в себе богатырскую силу,- отвечает ему мальчик,- справлюсь с
любой работой.
Нанялся он в батраки к одному злому и жадному богачу. Богач давал
своему батраку столько работы, что и десятерым не справиться, а парень со
всем один управлялся.
Прозвали люди сына старика и старухи за его силу Нончык-патыр, что
значит Богатырь из теста .
Нончык-патыр трудится, ни от какой работы не отказывается, а время
идет. И вот подошел срок расплачиваться хозяину с батраком за работу.
И тогда жадный хозяин, чтобы не платить, задумал погубить
Нончык-патыра.
Думал-думал хозяин, как погубить Нончык-патыра, и наконец придумал.
Позвал он его и говорит:
- Сходи на дальние поля и пригони оттуда моих овец.
А на дальнем поле не овцы паслись, бродили там стаи голодных волков.
Понадеялся хозяин, что голодные волки сожрут Нончык-патыра.
Пришел Нончык-патыр на дальнее поле.
- А ну, идите-ка сюда! - крикнул он волкам. По полю бродите, хозяина
забыли!
Окружили его голодные волки, зубами щелкают вот-вот разорвут.
Выдернул Нончык-патыр из земли березу с корнем и давай волков бить!
Заскулили волки, поджали .хвосты.
Погнал их Нончык-патыр, как овечье стадо, на хозяйский двор. Пригнал он
волков к хозяйскому двору:
- Эй, хозяин, открывай ворота! Я твоих овец пригнал!
Выглянул хозяин в окошко, увидел волков, затрясся от страху и забился в
дальний угол, за печку.
-Заболел я, не могу выйти!-кричит хозяин из-за печки.-Открой сам ворота
и загони овец в хлев.
Загнал Нончык-патыр волков в хлев и улегся спать на сеновале.
Спит Нончык-патыр, храпит на весь дом.
А хозяину не до сна.
Ну и работник у меня! - думает хозяин.-Даже волки ему нипочем. Как же
мне его извести?
И придумал хозяин послать Нончык-патыра в лес к медведям. Уж
медведи-то,- решил он,- не отпустят Нончык-патыра живым .
- Сходи в лес, пригони оттуда моих лошадей! - приказывает хозяин
Нончык-патыру.
Пришел Нончык-патыр в лес, поднял медведей из их берлог и погнал на
хозяйский двор. Гонит да еще покрикивает:
- А ну, идите домой! Хозяина своего забыли!
Увидел хозяин, что Нончык-патыр медведей гонит, убежал в избу, заперся
на все запоры-засовыи кричит:
- Сам загоняй лошадей в хлев!
Загнал Нончык-патыр медведей в хлев и пошел спать.
Крепко спал в эту ночь Нончык-патыр, а хозяину не до сна. Позвал он
соседей-богачей, сталу них совета просить.
Соседи присоветовали послать Нончык-патыра к Чертову озеру: пусть его
черти утащат.
Повеселел хозяин и говорит Нончык-патыру:
- Года три назад ушел мой брат жить в Чертово озеро да с тех пор ни
разу ко мне в гости не наведывался. Поди-ка разыщи его и позови ко мне на
коман мелна ( слоеные блины, марийское национальное блюдо).
Пришел Нончык-патыр на Чертово озеро.
Заросло озеро черной осокой, разлилось гнилой водой среди болота,
затянулось мелкой ряской, а под ряской колышется бездонная трясина.
Это озеро люди обходили за версту, а по ночам и за все десять.
Выскочил из воды старый лохматый черт, схватил Нончык-патыра, потянул в
трясину. А Нончык-патыр не поддается. Стукнул он черта по лбу кулаком,
встряхнул за шиворот, как котенка, и сказал:
- Нехорошо родных забывать! Брат тебя на коман-мелна зовет. А ну,
собирайся - пойдем в гости!
И поволок черта в деревню.
Увидел хозяин, что Нончык-патыр возвращается жив-невредим да еще тащит
за собой лохматого черта, замахал руками, закричал дурным голосом:
- Не хочет, видно, братец в гости идти. Не держи его! Пусть он в свое
озеро возвращается! Отпустил Нончык-патыр черта и сказал:
- Ну, хозяин, кончился срок моей работы - теперь плати что полагается.
Делать нечего, пришлось жадному богачу расплачиваться с работником.
Расплатиться-то расплатился, а зло затаил.
Вернулся Нончык-патыр в родной дом к отцу, к матери, отдал им
заработанные деньги, а сам пошел гулять на улицу.
Играли на улице дети хозяина-богача, беднякам-то не до игры - работать
надо.
Подошел к ним Нончык-патыр и попросил, чтобы приняли ребята его в свою
игру.
- Поймай летящую стрелу зубами - тогда примем! - отвечают они.
Выпустил Нончык-патыр стрелу из лука прямо в синее небо. Унеслась
стрела за облака, а как стала падать вниз, то поймал ее Нончык-патыр зубами.
- Теперь,-говорят ему хозяйские дети,- нырни в эту прорубь, отплыви на
середину реки и разломай лед - тогда примем тебя в нашу игру!
Нырнул Нончык-патыр в прорубь, проплыл до середины реки, разбил головой
толстый лед и вышел наружу.
- А теперь разбей каменную гору - тогда примем тебя в нашу игру!
Подошел Нончык-патыр к каменной горе, пнул гору ногой - качнулась
каменная гора, пнул в другой раз - посыпались с горы камни. Семь раз пнул -
рассыпалась гора в мелкие камешки, но ушла от Нончык-патыра его богатырская
сила.
Рассказали тогда дети своему отцу: нет уже у Нончык-патыра его
богатырской силы.
Обрадовался хозяин и приказал своим слугам вырыть яму глубиной в сорок
саженей, а потом схватить Нончык-патыра, связать его крепко-накрепко и
бросать в ту яму.
Одни слуги побежали яму копать, другие набросились на Нончык-патыра,
связали ему крепкими ремнями руки-ноги и кинули в яму.
Лежит Нончык-патыр в глубокой яме и день, и два, и месяц, смотрит в
ясное небо.
Прилетела ворона, села на край ямы.
Говорит Нончык-патыр вороне:
- Ворона, ворона, слетай к моему отцу, к моей матери! Скажи им, что
связали мне руки-ноги крепкими ремнями и бросили в глубокую яму, чтобы я
погиб от голода и жажды.
Каркнула ворона в ответ:
- Не стану я звать твоего отца, не буду я звать твою мать! Умирай
скорее - я тогда выклюю тебе глаза!
Улетела ворона, прилетела сорока.
Стал Нончык-патыр просить сороку позвать отца с матерью.
А мне-то какое дело! - ответила сорока.- Не полечу.
Летел мимо белый гусь.
- Эй, белый гусь! - крикнул Нончык-патыр.- Лети к моему отцу, к моей
матери, скажи им, что связали мне руки-ноги крепкими ремнями и бросили в
глубокую яму. Хочет богач-хозяин, чтобы я погиб от голода и жажды. Уже
недолго жить мне осталось! Пусть идут скорее, пусть приведут жирного быка
пусть принесут острый топор!
Поднялся гусь высоко в небо, полетел к старикам.
- Эй, дедушка! Эй, бабушка! Злые люди бросили вашего сына в глубокую
яму. Зовет он вас на помощь. Велит привести жирного быка и принести острый
топор!
Заплакали старик со старухой и говорят:
- Не смейся над нами, гусь! Нашего сына нет в живых, погубили его.
Остались от Нончык-патыра одни только косточки...
- Нет, не умер он,- ответил гусь,- только спешите, уже недолго осталось
ему жить.
Поверили старик со старухой гусю, пригнали к глубокой яме, где томился
Нончык-патыр, быка, принесли острый топор.
Увидела старика со старухой ворона, закричала:
- Кар-кар! Идут отец и мать, гонят быка, несут топор. Если съест
Нончык-патыр быка - вернется к нему его богатырская сила и разрубит он
топором свои крепкие путы!
Испугался хозяин, приказал слугам:
- Засыпьте яму доверху песком, завалите камнями - пусть Нончык-патыр
задохнется.
А старик уже столкнул в яму быка. Съел Нончык-патыр быка, и вернулась к
нему его богатырская сила.
Стали слуги заваливать яму песком да камнями, а старик уже кинул в яму
топор.
Разрубил Нончык-патыр все путы, поднялся на ноги, вытолкнул песок с
камнями и вышел из ямы.
Как увидел Нончык-патыра жадный хозяин, перепугался, не знает, что
делать, где спрятаться.
Побежал богач куда глаза глядят. Попалось ему на пути болото, и потонул
он в том болоте.

 

Сказки детям
      Rambler's Top100

www.skazki.yaxy.ru ©®§¥ 2000 - 2009

Сказки на ночь | Сказки детям